Анализ деятельности исполнительных органов Республики Бурятия по управлению дебиторской задолженностью по доходам республиканского бюджета за 2021 – 2023 годы (выборочно)

Отчет аудитора Алхуновой О.С. о результатах экспертно-аналитического мероприятия рассмотрен 15.10.2024 года на заседании Коллегии Счетной палаты.

Мероприятие проводилось в соответствии с пунктом 21 Плана работы Счетной палаты на 2024 год.

Объектом проверки стала деятельность исполнительных органов Республики Бурятия по управлению дебиторской задолженностью по доходам республиканского бюджета за 2021 – 2023 годы (выборочно).

Общая дебиторская задолженность по доходам республиканского бюджета, в том числе и долгосрочная дебиторская задолженность, демонстрирует рост с 2018 года по 2023 год.

Несмотря на рост поступлений в бюджет, дебиторская задолженность не показывает тенденций к снижению. Доля налоговых и неналоговых поступлений в общей сумме доходов снизилась за анализируемый период.

DTI (отношение дебиторской задолженности к поступлениям) превышает 100 %, что свидетельствует о высокой доле дебиторской задолженности по отношению к поступлениям.

Дебиторская задолженность по безвозмездным поступлениям преобладает в общей сумме дебиторской задолженности более 95 %.

Дебиторская задолженность по доходам главных администраторов доходов – органов государственной власти Российской Федерации увеличилась в 3,7 раза с 2021 по 2023 год. Просроченная дебиторская задолженность по доходам выросла почти в 46 раз с 2021 по 2023 год.

Дебиторская задолженность по неналоговым доходам главных администраторов доходов – республиканских органов власти незначительно снизилась, но ее доля в общей сумме дебиторской задолженности увеличилась. Доля долгосрочной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности по республиканским органам власти составляет более 60 %.

Несмотря на общее снижение дебиторской задолженности, просроченная задолженность остается значительной, особенно по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, и средствам, полученным в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, и иным суммам принудительного изъятия.

Задолженность по забалансовому счету 04 по объектам анализа также демонстрирует устойчивый рост с 2021 по 2023 год.

Анализ организации работы с погашением дебиторской задолженности по доходам показал о недостаточности мер, применяемых главными администраторами доходов, направленных на снижение (сокращение) задолженности.

План мероприятий («дорожная карта») по взысканию дебиторской задолженности по неналоговым доходам республиканского бюджета, пеням и штрафам по ним утвержден распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29.03.2024 № 235-р, вместе с тем, в Плане не предусмотрены конкретные инструменты работы с дебиторской задолженностью.

В ведомственных правовых актах отсутствуют достаточная детализация мероприятий, перечень действий по наблюдению за платежеспособностью должника, показатели (критерии) оценки работы по управлению дебиторской задолженностью. Кроме того, не установлены или обобщённо определены сроки (контрольные точки) по каждому этапу работы с дебиторской задолженностью.

Не определены порядок работы на каждом этапе для каждого вида дебиторской задолженности, ответственность структурных подразделений и должностных лиц.

Система мониторинга качества финансового менеджмента за 2023 год в части показателей, характеризующих эффективность и качество управления дебиторской задолженностью по доходам, не отражает полную картину.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата обозначила имеющиеся проблемы и дала соответствующие предложения (рекомендации) Правительству Республики Бурятия.

Информационные письма не направлялись
По результатам мероприятия материалы не передавались
Протоколы об административных правонарушениях не составлялись
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме органы, органы местного самоуправления и муниципальные Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки

Проверка проводилась камерально