30.05.2025 на заседании Коллегии Счетной палаты рассмотрена информация аудитора Счетной палаты Алхуновой О.С. о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год», проведенного в соответствии с пунктом 11 Плана работы Счетной палаты на 2025 год.
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, статьей 33 Закона Республики Бурятия от 03.07.2007 № 2359-III «О бюджетном процессе в Республике Бурятия», Стандартом внешнего государственного финансового контроля 3.3.1 «Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета», утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты РБ от 10.04.2014 № 14, годовой отчет об исполнении республиканского бюджета до его представления в Народный Хурал Республики Бурятия подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета.
Представленный годовой отчет об исполнении республиканского бюджета в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства.
В течение 2024 года в первоначальную редакцию Закона о республиканском бюджете изменения вносились 6 раз. Параметры республиканского бюджета на 2024 год в окончательной редакции утверждены в следующих значениях: общий объем доходов в сумме 113 162,0 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 46 797,5 млн. рублей и безвозмездные поступления в сумме 66 364,5 млн. рублей; общий объем расходов в сумме 119 446,6 млн. рублей; дефицит республиканского бюджета в сумме 6 284,6 млн. рублей. Общий объем ассигнований по сводной бюджетной росписи составил 116 043,7 млн. рублей, что на 3 402,9 млн. рублей (2,8 %) меньше расходов, утвержденных Законом о бюджете.
За 2024 год в доходы республиканского бюджета поступило 109 625,6 млн. рублей (доходы исполнены на 96,9 % от утвержденных назначений), из них налоговых и неналоговых доходов – 47 564,3 млн. рублей; безвозмездных поступлений – 62 061,3 млн. рублей. По сравнению с 2023 годом показатель объема поступлений в республиканский бюджет снизился на 9,2 %, что связано преимущественно со снижением налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Положительная динамика по следующим доходным источникам: УСНО вырос на 29,5 %, транспортный налог – 16,7 %, НДФЛ – 16,4 %, налог на имущество организаций – 15,3 %, акцизы – 7,6 %. Исключение составил налог на прибыль организаций, по сравнению с 2023 годом его поступление уменьшилось на 38,8 %. Поступления по НДПИ в целом сохранились на уровне 2023 года. Объем безвозмездных поступлений по сравнению с 2023 годом уменьшился на 12,3 % или на 8 729,2 млн. рублей.
Расходы бюджета исполнены в сумме 114 483,2 млн. рублей или 98,7 % показателя сводной бюджетной росписи. В структуре расходов наибольший удельный вес составили расходы по разделам «Социальная политика», «Образование» и «Национальная экономика». Неисполненные назначения за 2024 год составили 1 560,5 млн. рублей. По сравнению с 2023 годом показатель неиспользованного остатка средств снизился на 25,1 %. Наиболее низкое исполнение плановых назначений сводной бюджетной росписи по разделу «Охрана окружающей среды» – 54,3 %, по разделу «Общегосударственные вопросы» – 93,7 % от плана.
В 2024 году реализовывались 26 государственных программ Республики Бурятия. По факту реализации программные расходы составили 108 765,9 млн. рублей. Исполнение составило 98,8 % от утвержденных бюджетных назначений. Наибольший удельный вес в общей сумме программных расходов за 2024 год, как и в 2023 году занимают расходы по госпрограммам «Развитие образования и науки»; «Социальная поддержка граждан»; «Развитие здравоохранения». В 2024 году общий объем средств по сравнению с 2023 годом по госпрограммам снижен на 12,4 %.
Государственный долг Республики Бурятия на 01.01.2025 составил 36 648,2 млн. рублей. В структуру государственного долга включен остаток задолженности по привлеченным бюджетным кредитам – 25 041,1 млн. рублей; остаток задолженности по коммерческим кредитам на конец года – 11 607,1 млн. рублей. Расходы на обслуживание государственного долга составили 469,1 млн. рублей (в 2023 году – 124,4 млн. рублей). По сравнению с аналогичными периодами 2022 и 2023 года государственный долг в 2024 году увеличился на 13 219,1 млн. рублей (56,4 % или почти в 1,6 раза) по сравнению с 2022 годом и на 1 650,4 млн. рублей (на 4,7 %) с 2023 годом.
Средства дорожного фонда Республики Бурятия в 2024 году увеличились в 1,3 раза с 8 056,4 млн. рублей до 10 570,6 млн. рублей. Рост объема дорожного фонда в 2024 году по отношению к предыдущему году составил в сумме 1 263,0 млн. рублей или 113,6 % (для сравнения 2023 год – 9 307,6 млн. рублей; 2022 год – 8 578,3 млн. рублей).
Средства резервных фондов Правительства Республики Бурятия в сумме 1 310,6 млн. рублей в основном направлены на финансирование мероприятий по разделам расходов: 1000 «Социальная политика» – 1 238,2 млн. рублей (97,1 %); 1400 «Межбюджетные трансферты» – 61,4 млн. рублей (2,0 %).
По сравнению с аналогичным периодом 2023 года кассовый расход средств резервных фондов на непредвиденные расходы Правительства Республики Бурятия и на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий увеличился на 670,8 млн. рублей или в 2 раза.
По состоянию на 01.01.2025 дебиторская задолженность составила 198 017,5 млн. рублей, кредиторская задолженность – 37 411,2 млн. рублей.
Дебиторская задолженность республиканского бюджета в течение 2024 года увеличилась на 11,5 %, кредиторская задолженность увеличилась на 5,7 %.
Заключение на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета подготовлено с использованием результатов внешней проверки отчетности главных администраторов бюджетных средств. Бюджетная отчетность за 2024 год представлена всеми 30 главными администраторами бюджетных средств. По каждому главному администратору средств по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности оформлены заключения.
Как показала внешняя проверка, при составлении годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств не всегда соблюдались требования приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Выявленные нарушения не оказали существенного влияния на достоверность бюджетной отчетности.