Детально

На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия 06.11.2025 г. рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ и оценка обоснованности, своевременности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению и заключенным контрактам в целях реализации мероприятия «Развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, включающих искусственные дорожные сооружения» за счет средств республиканского бюджета (в т.ч. за счет средств федерального бюджета), выделенных по виду расхода 243 и 244 на ГРБС 801 в 2025 г.» (ЭАМ).

В докладе отмечено, что мероприятие «Развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, включающих искусственные дорожные сооружения» реализуется в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Инфраструктура для жизни». В 2025 году финансирование на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог регионального значения выделено в объеме 3,15 млрд. руб., в т.ч. 99 % субсидии федерального бюджета, которые направлены на 22 участка автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

Установлено, что при доведенных лимитах бюджетных обязательств (ЛБО) до начала 2025 г. принятие бюджетных обязательств по доведенным ЛБО ГКУ «Бурятрегионавтодор» осуществляло до полугода, притом, что принятие бюджетных обязательств производилось по заключенным в 2021-2024 гг. государственным контрактам.

Предусмотренный республиканской программой дорожных работ (РПДР) на 2025 г. ввод 17 объектов не увязан с условиями государственных контрактов (ГК), согласно которым в 2025 году предусмотрен ввод только 11 объектов, по остальным - в 2026-2027 гг.

Из 22 объектов по 3 объектам наименования участков автодорог не соответствуют перечню автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия, утв. ПП РБ от 01.02.2007 N 26, и правоустанавливающим документам на объекты недвижимости, что имеет риски ошибок бухгалтерского учета. По 2 объектам ГК расторгнуты, что имеет риски недостижения планируемого результата при использовании субсидии. По 4 объектам установленные в ПСД и ГК виды ремонтных работ не соответствуют видам ремонтных работ, установленных в отчетах по оценке технического состояния таких автомобильных дорог. По 3 объектам результаты оценки технического состояния автомобильных дорог не представлены. Оценить обоснованность проведения таких работ на указанных автомобильных дорогах не представилось возможным.

По всем 22 объектам при расчете НМЦК не учитывались проектные сроки капитального ремонта (ремонта), определенные утвержденной проектно-сметной документацией, по 1 ГК на капитальный ремонт в нарушение ч. 2 ст. 8.3. ГрК РФ отсутствует государственная экспертиза достоверности определения сметной стоимости, по 3 ГК в НМЦК допущены технические ошибки, по 4 ГК в НМЦК включены работы, не соответствующие классификации работ, утв. Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402. Указанное влечет риски завышения стоимости выполненных работ. В ходе ЭАМ такие нарушения и недостатки частично устранены.

По 15 ГК имеется отставание от графиков выполнения работ, при этом по 7 ГК освоение составляет от 56 % до 94 %, по 8 ГК, по которым ввод объектов запланирован в 2026 – 2027 гг., имеется низкое исполнение, в т.ч. по 6 контрактам процент исполнения на момент проведения ЭАМ составлял от 0 % до 8,3 %, притом что такие контракты были заключены в 2023 и 2024 гг., по 2 контрактам процент исполнения составляет чуть больше – от 11,71 % и 21,5 %, причем последний был заключен еще в 2022 г.

ГКУ «Бурятрегионавтодор» претензионная работа проводилась только по 10 ГК, при этом по состоянию на 15.10.2025 г. ни одна из претензий не была оплачена. Не проведена претензионная работа по всем ГК, по которым имеется отставание от графиков выполнения работ, в связи с чем имеются риски недополученных доходов в Дорожный фонд Республики Бурятия.

Имеются риски недостижения 8 из 22 показателей, установленных соглашением о предоставлении в 2025 г. субсидии из федерального бюджета.

По результатам ЭАМ Счетная палата рекомендовала следующее.

Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия:

Организовать работу по определению случаев проведения проверки достоверности сметной стоимости ремонта автомобильных дорог, обеспечить качественное составление Республиканской программы дорожных работ, принять меры по выполнению показателей результативности, установленных соглашением с федеральным ведомством.

ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия»:>

Расчет НМЦК государственных контрактов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог производить с учетом срока, установленного проектом организации строительства. Принять меры по недопущению завышения стоимости выполненных работ по государственным контрактам, по которым выявлены технические ошибки. Сметную стоимость ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них проверять на достоверность ее определения. Принять меры по исполнению в установленный срок государственных контрактов, по которым имеется низкое освоение и отставание от графиков выполнения работ. Обеспечить проведение претензионной работы.

Материалы ЭАМ направлены Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, в Прокуратуру Республики Бурятия.

Информационные письма по результатам экспертно-аналитического мероприятия не направлялись.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия направлены в Прокуратуру РБ (исх. от 14.11.2025 №47-05-01-и976/25).

Протоколы об административных правонарушениях по результатам ЭАМ не составлялись.

Предложения (рекомендации):

Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия:

Организовать работу по определению случаев проведения проверки достоверности сметной стоимости ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения.

Организовать работу по приведению в соответствие п. 3.1.3. Положения о Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 09.10.2007 N 303, с п. 2.6. Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.03.2025 N 176.

Обеспечить качественное составление Республиканской программы дорожных работ. Принять меры по выполнению показателей результативности, установленных соглашением от 17.12.2024 г. № 108-09-2025-055.

ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия»:

Расчет НМЦК государственных контрактов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог производить с учетом проектного срока, установленного проектной документацией (ПОС).

Принять меры по недопущению завышения стоимости выполненных работ по государственным контрактам, по которым по результатам ЭАМ в НМЦК и цене контракта выявлены технические ошибки.

Сметную стоимость ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них проверять на достоверность ее определения.

Принять меры по исполнению в установленный срок государственных контрактов, по которым имеется низкое освоение и отставание от графиков выполнения работ.

Обеспечить проведение претензионной работы по государственным контрактам, по которым по результатам ЭАМ выявлены нарушения.

Обеспечить проведение экспертизы достоверности определения сметной стоимости по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск-граница с Монголией, км 159 - км 169 в Джидинском районе».

Устранить выявленные по результатам ЭАМ иные нарушения и недостатки.

Направить материалы экспертно-аналитического мероприятия Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия», в Прокуратуру Республики Бурятия.