Проведена проверка эффективности расходования бюджетных ассигнований Дорожного фонда на содержание региональных автодорог

На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности (экономности и результативности) расходования бюджетных ассигнований республиканского бюджета (дорожный фонд) на реализацию основного мероприятия «Комплекс работ по поддержанию и восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог и искусственных сооружений на них» по направлению – содержание автодорог» за 2020 и 2021 гг. В докладе отмечено, что в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия (далее - Перечень) в разрезе 21 муниципального района включен 61 участок автодорог протяженностью 3617,921 км, в т.ч. с твердым покрытием - 3380,699 км. Функции по содержанию автодорог общего пользования регионального значения выполняет ГКУ «Бурятрегионавтодор». Бюджетные ассигнования Дорожного фонда на содержание автодорог регионального значения в проверяемом периоде были утверждены в сумме 1,58 млрд. руб., в т.ч.: в 2020 г. – 782 млн. руб., в 2021 г. – 803 млн. руб. Кассовое исполнение составило 1,48 млрд. руб., или 93,6% от общего объема плановых назначений за 2020-2021 гг. В связи с дефицитом средств Дорожного фонда объем расходов на содержание автодорог регионального значения при формировании бюджета определялся без учета нормативов финансовых затрат и фактически составил в 2020 г. в размере 15,1%, в 2021 г. – в размере 17,1% от нормативной потребности. По результатам проверки были выявлены финансовые нарушения, в т.ч. признаки неэффективного использования средств – 2,8 млн. руб., необоснованное авансирование поставщиков – 3 млн. руб., признаки нецелевого использования бюджетных средств - 2 млн. руб. В отсутствие правовых оснований в 2020 и в 2021 гг. за счет средств Дорожного фонда, выделенных на содержание автодорог, производилась перевозка пассажиров и автотранспорта на паромных переправах; в 2020-2021 гг. осуществлялось содержание автодороги в Иволгинском районе, которая отсутствует в Перечне, на автодорогу не зарегистрировано право собственности Республики Бурятия, автодорога не закреплена на праве оперативного управления за ГКУ «Бурятрегионавтодор». Наибольшую долю финансовых нарушений составили нарушения правил бухгалтерского учета, а именно: - необоснованный учёт недвижимого имущества (паромов, буксирных катеров) балансовой стоимостью 14 млн. руб. в составе движимого имущества; - отсутствие в учёте объектов (паромы и буксирные катера), переданных в безвозмездное пользование, балансовой стоимостью 13,3 млн. руб.; - отсутствие в учёте банковских гарантий на сумму 8,5 млн. руб.; - несвоевременное списание банковских гарантий на сумму 1,2 млн. руб.; - необоснованный учёт недвижимого имущества (автодороги) балансовой стоимостью 189,5 млн. руб. в составе основных средств в отсутствие государственной регистрации имущества. Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения, не имеющие стоимостного показателя. Согласно ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» для учета дорог используются данные паспортизации. Между тем, в Перечне данные 19 участков автодорог из 61 не соответствуют данным технических паспортов в части их протяженности (в т.ч. с твердым покрытием). Протяженность твердого покрытия, установленная в Перечне, по 4 автодорогам больше на 22,950 км протяженности, установленной в технических паспортах. По автомобильной дороге «Подъезд от автомобильной дороги «Татаурово-Острог» в Прибайкальском районе (участок 0,000 - 2,000) в протяженность автодороги неправомерно включена протяженность водного пути паромной переправы по р. Селенга (1,551 км). В технических паспортах не проводился учет ремонтных работ, при этом только с 2019 по 2021 гг. включительно капитальные ремонты и ремонты были завершены на 49 участках автодорог общей протяженностью ремонта 322,74 км. Текущий технический учет автодорог ежегодно не проводился, тогда как согласно ГОСТ 33388-2015 по состоянию на 1 января должны вноситься изменения в паспорт дороги. При этом из 62 технических паспортов только по 5 не наступил срок обновления, т.е. 57 технических паспортов не содержат данные о фактических технических и эксплуатационных характеристиках автодорог. На 6 участках автодорог после окончания в 2014, 2017, 2019, 2020 и 2021 гг. их строительства и реконструкции протяженностью 74 км первичный технический учет и паспортизация не проведены, тогда как согласно ГОСТ 33388-2015 такой технический учет должен проводиться не позднее чем через шесть месяцев после приемки дороги в эксплуатацию. Паспортизация искусственных сооружений не проводилась, тогда как согласно ГОСТ 33161-2014 технический паспорт должен быть составлен на все виды мостовых сооружений и искусственные сооружения в теле насыпи. Между тем, по состоянию на 01.01.2022 на автодорогах регионального значения только мостовых сооружений имеется в количестве 436 шт. общей протяженностью 17,078 км, при этом технический паспорт не имеется ни на одно мостовое сооружение. Данные выписок из ЕГРН по 11 из 61 участка автодорог в части их протяженности не соответствуют данным Перечня. И в 2020, и в 2021 гг. были заключены контракты на содержание автодорог протяженностью большей, чем установлено Перечнем. Из протяжённости содержания автодорог в 10 контрактах не были исключены участки автодорог, на которых велись работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту протяженностью 108 км в 2020 г. и 228 км в 2021 г. По 4-м контрактам на выполнение работ по содержанию автодорог в нарушение условий контрактов работы по содержанию автодорог не осуществлялись в период с 09.06.2021 г. по 30.06.2021 г. в Тарбагатайском районе и с 16.06.2021 г. по 30.06.2021 г. в Селенгинском, Кяхтинском, Мухоршибирском, Бичурском, Иволгинском, Кабанском, Окинском и Тункинском районах, тогда как по условиям контрактов цель работы - обеспечение круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автодорогам общего пользования регионального значения на период действия государственного контракта - до 30.06.2021 г. По результатам контрольного мероприятия предложено: Принять меры по повышению качества выполнения функций в части технического учета и паспортизации автодорог и искусственных сооружений на них. Организовать работу по внесению изменений в ЕГРН в части выявленных в ходе проверки ошибок и расхождений. Инициировать внесение изменений в Перечень автодорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия в части выявленных в ходе проверки ошибок и расхождений. Инициировать разработку нормативного правового акта, устанавливающего порядок и источник финансирования расходов на содержание автодорог, законченных строительством и введенных в эксплуатацию, в период до их государственной регистрации и внесения в Перечень автодорог общего пользования регионального значения. Организовать работу по установлению порядка оказания услуг и источников финансирования расходов по перевозке пассажиров и автотранспорта на паромных переправах, расположенных на автодорогах регионального значения. Принять меры по устранению выявленных недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем. В установленном порядке привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения. На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение о направлении Представления ГКУ «Бурятрегионавтодор» и Минтрансу РБ. Также принято решение направить материалы проверки Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия и в правоохранительные органы.

Аудитор:

Цыдыпова Татьяна Петровна

Аудитор

Направление 05