«Аудит эффективности (экономности и результативности) расходования бюджетных ассигнований республиканского бюджета (дорожный фонд) на реализацию основного мероприятия «Комплекс работ по поддержанию и восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог и искусственных сооружений на них» по направлению – содержание автодорог» TEXT

 05.05.2022


На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности (экономности и результативности) расходования бюджетных ассигнований республиканского бюджета (дорожный фонд) на реализацию основного мероприятия «Комплекс работ по поддержанию и восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог и искусственных сооружений на них» по направлению – содержание автодорог» за 2020 и 2021 гг.

В докладе отмечено, что в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия (далее - Перечень) в разрезе 21 муниципального района включен 61 участок автодорог протяженностью 3617,921 км, в т.ч. с твердым покрытием - 3380,699 км. Функции по содержанию автодорог общего пользования регионального значения выполняет ГКУ «Бурятрегионавтодор». 

Бюджетные ассигнования Дорожного фонда на содержание автодорог регионального значения в проверяемом периоде были утверждены в сумме 1,58 млрд. руб., в т.ч.: в 2020 г. – 782 млн. руб., в 2021 г. – 803 млн. руб. Кассовое исполнение составило 1,48 млрд. руб., или 93,6% от общего объема плановых назначений за 2020-2021 гг. В связи с дефицитом средств Дорожного фонда объем расходов на содержание автодорог регионального значения при формировании бюджета определялся без учета нормативов финансовых затрат и фактически составил в 2020 г. в размере 15,1%, в 2021 г. – в размере 17,1% от нормативной потребности. 

По результатам проверки были выявлены финансовые нарушения, в т.ч. признаки неэффективного использования средств – 2,8 млн. руб., необоснованное авансирование поставщиков – 3 млн. руб., признаки нецелевого использования бюджетных средств - 2 млн. руб. В отсутствие правовых оснований в 2020 и в 2021 гг. за счет средств Дорожного фонда, выделенных на содержание автодорог, производилась перевозка пассажиров и автотранспорта на паромных переправах; в 2020-2021 гг. осуществлялось содержание автодороги в Иволгинском районе, которая отсутствует в Перечне, на автодорогу не зарегистрировано право собственности Республики Бурятия, автодорога не закреплена на праве оперативного управления за ГКУ «Бурятрегионавтодор». 

Наибольшую долю финансовых нарушений составили нарушения правил бухгалтерского учета, а именно: - необоснованный учёт недвижимого имущества (паромов, буксирных катеров) балансовой стоимостью 14 млн. руб. в составе движимого имущества; - отсутствие в учёте объектов (паромы и буксирные катера), переданных в безвозмездное пользование, балансовой стоимостью 13,3 млн. руб.; - отсутствие в учёте банковских гарантий на сумму 8,5 млн. руб.; - несвоевременное списание банковских гарантий на сумму 1,2 млн. руб.; - необоснованный учёт недвижимого имущества (автодороги) балансовой стоимостью 189,5 млн. руб. в составе основных средств в отсутствие государственной регистрации имущества. 

Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения, не имеющие стоимостного показателя. Согласно ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» для учета дорог используются данные паспортизации. Между тем, в Перечне данные 19 участков автодорог из 61 не соответствуют данным технических паспортов в части их протяженности (в т.ч. с твердым покрытием). Протяженность твердого покрытия, установленная в Перечне, по 4 автодорогам больше на 22,950 км протяженности, установленной в технических паспортах. По автомобильной дороге «Подъезд от автомобильной дороги «Татаурово-Острог» в Прибайкальском районе (участок 0,000 - 2,000) в протяженность автодороги неправомерно включена протяженность водного пути паромной переправы по р. Селенга (1,551 км). В технических паспортах не проводился учет ремонтных работ, при этом только с 2019 по 2021 гг. включительно капитальные ремонты и ремонты были завершены на 49 участках автодорог общей протяженностью ремонта 322,74 км. Текущий технический учет автодорог ежегодно не проводился, тогда как согласно ГОСТ 33388-2015 по состоянию на 1 января должны вноситься изменения в паспорт дороги. При этом из 62 технических паспортов только по 5 не наступил срок обновления, т.е. 57 технических паспортов не содержат данные о фактических технических и эксплуатационных характеристиках автодорог. На 6 участках автодорог после окончания в 2014, 2017, 2019, 2020 и 2021 гг. их строительства и реконструкции протяженностью 74 км первичный технический учет и паспортизация не проведены, тогда как согласно ГОСТ 33388-2015 такой технический учет должен проводиться не позднее чем через шесть месяцев после приемки дороги в эксплуатацию. Паспортизация искусственных сооружений не проводилась, тогда как согласно ГОСТ 33161-2014 технический паспорт должен быть составлен на все виды мостовых сооружений и искусственные сооружения в теле насыпи. Между тем, по состоянию на 01.01.2022 на автодорогах регионального значения только мостовых сооружений имеется в количестве 436 шт. общей протяженностью 17,078 км, при этом технический паспорт не имеется ни на одно мостовое сооружение. Данные выписок из ЕГРН по 11 из 61 участка автодорог в части их протяженности не соответствуют данным Перечня. И в 2020, и в 2021 гг. были заключены контракты на содержание автодорог протяженностью большей, чем установлено Перечнем. Из протяжённости содержания автодорог в 10 контрактах не были исключены участки автодорог, на которых велись работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту протяженностью 108 км в 2020 г. и 228 км в 2021 г. По 4-м контрактам на выполнение работ по содержанию автодорог в нарушение условий контрактов работы по содержанию автодорог не осуществлялись в период с 09.06.2021 г. по 30.06.2021 г. в Тарбагатайском районе и с 16.06.2021 г. по 30.06.2021 г. в Селенгинском, Кяхтинском, Мухоршибирском, Бичурском, Иволгинском, Кабанском, Окинском и Тункинском районах, тогда как по условиям контрактов цель работы - обеспечение круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автодорогам общего пользования регионального значения на период действия государственного контракта - до 30.06.2021 г. 

По результатам контрольного мероприятия предложено: 

  • Принять меры по повышению качества выполнения функций в части технического учета и паспортизации автодорог и искусственных сооружений на них. 

  • Организовать работу по внесению изменений в ЕГРН в части выявленных в ходе проверки ошибок и расхождений. 

  • Инициировать внесение изменений в Перечень автодорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия в части выявленных в ходе проверки ошибок и расхождений. 

  • Инициировать разработку нормативного правового акта, устанавливающего порядок и источник финансирования расходов на содержание автодорог, законченных строительством и введенных в эксплуатацию, в период до их государственной регистрации и внесения в Перечень автодорог общего пользования регионального значения. 

  • Организовать работу по установлению порядка оказания услуг и источников финансирования расходов по перевозке пассажиров и автотранспорта на паромных переправах, расположенных на автодорогах регионального значения. 

  • Принять меры по устранению выявленных недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем. В установленном порядке привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения. 

На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение о направлении Представления ГКУ «Бурятрегионавтодор» и Минтрансу РБ. Также принято решение направить материалы проверки Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия и в правоохранительные органы.


Информация по состоянию на 12.04.2023:

ГКУ «Бурятрегионавтодор» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным и отмене Представления Счетной палаты Республики Бурятия от 29.04.2022 № 21.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03.04.2023 по Делу № А10-3066/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано, прекращено производство по делу в части нарушений правил бухгалтерского учета на сумму 226 508,711 тыс. руб. в связи с отказом ГКУ «Бурятрегионавтодор» от заявленных требований в указанной части.  

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2087-IV «О Счетной палате Республики Бурятия» (в ред. Закона Республики Бурятия от 24.11.2021 № 1828-VI) на основании Протокола заседания Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия от 23.12.2022 № 30, Постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 15.12.2022 № 2488-VI, письма Минтранса РБ от 16.12.2022 № 09-02-01-22-И7716/22 срок выполнения Представления от 29.04.2022 № 22, внесенного Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия по результатам контрольного мероприятия, продлен до 01.07.2023 г.

Направлено Представление от 29.04.2022 г. в ГКУ «Бурятрегионавтодор» в котором предложено в срок до 1 ноября 2022 г.: 

1. Принять меры по устранению выявленных по результатам контрольного мероприятия недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем.

2. Инициировать внесение изменений в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия в части выявленных в ходе проверки ошибок и расхождений

3. Принять меры по повышению качества выполнения функций в части технического учета и паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.;

4. Организовать работу по внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в части выявленных в ходе проверки ошибок и расхождений.;

5. При осуществлении функций по организации и проведению работ по содержанию автомобильных дорог руководствоваться Правилами организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденными Постановлением Правительства РБ от 20.01.2010 N 9, а в случае невозможности их практического применения в существующих условиях – инициировать внесение в них соответствующих изменений.;

6. Принять меры по исключению из контрактов (договоров) на содержание автомобильных дорог протяженности автомобильных дорог, по которым производятся работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту. 

7. Инициировать разработку нормативного правового акта, устанавливающего порядок и источник финансирования расходов на содержание автомобильных дорог, законченных строительством и введенных в эксплуатацию, в период до их государственной регистрации и внесения в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения.;

8. После государственной регистрации права на автомобильную дорогу «Иволгинск – Иволгинский храм, км 9 – км 10 в Иволгинском районе» обеспечить определение источников финансирования расходов на обеспечение полотенцами и туалетной бумагой общественных туалетов.;

9. Определить судьбу металлических мостовых конструкций, числящихся в составе материалов учреждения по счету 105.34 «Строительные материалы - иное движимое имущество учреждения».;

10. Актуализировать информацию о назначении склада двойного назначения, расположенного на территории Прибайкальского ДРСУч в с. Турунтаево Прибайкальского района, после чего определить источники финансирования расходов на содержание данного имущества. В случае отсутствия объекта в фонде защитных сооружений Республики Бурятия как объекте ГО двойного назначения следует определить судьбу недвижимого имущества.;

11. В установленном порядке привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

Направлено Представление от 29.04.2022 г. в Минтранс РБ в котором предложено в срок до 1 декабря 2022 г.:;

1. Рассмотреть результаты проведенной проверки. 

2. Принять меры по устранению выявленных по результатам контрольного мероприятия недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем. 

3. Организовать работу по внесению изменений в Государственную программу РБ «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» и Перечень автомобильных дорог регионального значения РБ в части выявленных в ходе проверки ошибок и расхождений. 

4. Организовать работу по установлению порядка оказания услуг и источников финансирования расходов по перевозке пассажиров и автотранспорта на паромных переправах, расположенных на автомобильных дорогах регионального значения. 

5. Обеспечить координацию работы и контроль за деятельностью подведомственного Министерству ГКУ «Бурятрегионавтодор».


Информационное письмо направлено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия для принятия правового решения по выявленным по результатам проверки признакам дробления по договорам, заключенным с единственным поставщиком в категории до 600 тыс. руб., признакам нарушения порядка оплаты работ по контрактам на выполнение дополнительных работ по содержанию паромных переправ.
Материалы проверки направлены в Прокуратуру Республики Бурятия и Министерство внутренних дел по Республике Бурятия.

Составлены 5 протоколов об административных правонарушениях, в том числе:

по статье 15.14 КоАП РФ в отношении 2 должностных лиц и 1 юридического лица;
по части 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ в отношении 1 должностного лица;
по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ в отношении 1 должностного лица.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного участка г. Улан-Удэ от 16.06.2022 по делу № 5-383/2022 государственное казенное учреждение «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 81 811 рублей.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного участка г. Улан-Удэ от 16.06.2022 по делу № 5-382/2022 и.о. руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного участка г. Улан-Удэ от 14.06.2022  по делу № 5-410/2022 заместитель руководителя по производственным вопросам ГКУ «Бурятрегионавтодор» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решениями Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13.07.2022 по делу № 12-529/2022, от 13.07.2022 по делу № 12-548/2022, от 13.07.2022 по делу № 12-547/2022 вышеуказанные постановления мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного участка г. Улан-Удэ оставлены без изменения, жалоба ГКУ «Бурятрегионавтодор», и.о. руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор», заместителя руководителя по производственным вопросам ГКУ «Бурятрегионавтодор» - без удовлетворения.

Постановлением Восьмого Кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2022 по делу № 16-6580/2022 постановление мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного участка г. Улан-Удэ от 16.06.2022, решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13.07.2022, вынесенные в отношении и.о. руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», оставлены без изменения, жалоба и.о. руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» - без удовлетворения.

Постановлением Восьмого Кассационного суда общей юрисдикции от от 19.09.2022 по делу № 16-6579/2022 постановление мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного участка г. Улан-Удэ от 14.06.2022, решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13.07.2022, вынесенные в отношении заместителя руководителя по производственным вопросам ГКУ «Бурятрегионавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», оставлены без изменения, жалоба заместителя руководителя по производственным вопросам ГКУ «Бурятрегионавтодор» - без удовлетворения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного участка г. Улан-Удэ от 20.05.2022  по делу № 5-334/2022 начальник отдела финансирования ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности», частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния», с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.  

      

        

 

 

 

 

 

В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки  обязаны уведомить в письменной форме Счетную  палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.

По состоянию на 12.04.2023 Представление Счетной палаты Республики Бурятия от 29.04.2022 № 21, направленное в ГКУ «Бурятрегионавтодор», не исполнено.

За невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля 22.09.2023 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - и.о. руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 18.10.2023 по делу № 5-605/2023 и.о. руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля», с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19.12.2023 по делу № 12-854/2023 вышеуказанное постановление мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Улан-Удэ оставлено без изменения, жалоба и.о. руководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» - без удовлетворения.